вторник, 29 декабря 2009 г.

Творческий проект « Пишем историю семьи...»


Воспоминания моей бабушки Кучера Галины Алексеевны о военном блокадном детстве (в продолжении разговора о блокаде Ленинграда).
«Мне ещё не было шести лет, когда началась Великая Отечественная война. В июне 1941 моя мать с 2-мя малолетними детьми (братишке было 3 месяца) приехала в отпуск в Челябинск к родственникам. Через 8 дней началась война. Мать срочно, с большими трудностями, уехала домой в Ленинград.
Отец в Ленинграде работал на закрытом заводе, имел бронь, но записался добровольцем на фронт. Он успел попрощаться с семьей, больше мы его не видели. Отец погиб в 1942 году в звании старшего лейтенанта в должности командира роты в войсках связи.
Мать осталось в блокадном Ленинграде одна с двумя малолетними детьми и жила там до мая 1942 года.
Голод, холод, бомбежки мы познали сполна. Наш Смольнинский район, недалеко от Александро-Невской Лавры, очень сильно бомбили.
Однажды у мамы очень сильно болели зубы, и она не пошла в бомбоубежище, а для страховки села с нами в прихожей. Вдруг сильный удар потряс квартиру, выбило стёкла, мама накрыла нас своим телом. Оказалось, упала многотонная бомба в один из соседних домов и не взорвалась. На следующий день саперы её обезвредили, предварительно убрав всех людей из домов. Дети ко всему быстро привыкают, поэтому я сама бегала в бомбоубежище, пока мама одевала братишку, и занимала место на скамейке.
Нас спасала мамина жизненная закалка (она осталась сиротой в 7 лет и жила в няньках в богатых семьях): она меняла вещи на скудные блокадные продукты на рынке и этим поддерживала в нас жизнь. И во время войны были те, кто наживались на горе людском. Однажды мама поменяла вещи на подсолнечное масло, а оно оказалось каким-то техническим, мы отравились, нас еле спасли. Говорят, беда одна в дом не приходит. Надо же было в голодные месяцы мне заболеть коклюшем, а потом вывихнуть ногу в колене. И в таком состоянии, я оставалась на целый день нянькой с младшим братом, а мать уходила в очереди за продуктами на рынок менять вещи.
31 декабря 1941 года от голода умер девятимесячный братишка. Мы с мамой были на грани дистрофии. 125 граммов блокадного хлеба она сушила маленькими кусочками, клала мне в карман, и я ела их долго вместо конфет. Кисель из столярного клея, я есть не могла, хотя мама очень настаивала. А вот студень из солдатских ремней ела.
В мае 1942 года нас эвакуировали по Ладоге. До Челябинска мы добирались целый месяц в товарных вагонах. В дороге тоже меняли вещи на продукты.
В Челябинске нашли родственников, которые нас не узнали: такие мы были «ходячие скелеты». Мама заплакала: «Вы нас не узнаёте? Это я, Руфина». И тут слёзы, объятия, причитания, упрёки (маму не отпускали в Ленинград, когда началась война, но она настояла на своём и уехала).
Так мы остались жить в Челябинске. Через месяц мама уже пошла работать на ЧТЗ шлифовщицей. Я пошла в школу только в 1943 году в восемь лет, так как в 1942 году в семь лет я была ещё очень слаба.
Ленинград - это боль моя и радость. Уже в возрасте 20 лет я приехала в свой родной город. Дом свой я не нашла, он сгорел во время бомбёжки. Многие ленинградцы-блокадники, как и мой маленький братик, похоронены на Пискаревском кладбище. Я люблю свой родной Ленинград, там моё сердце и душа»/
записал Кучера Максим, 11 класс, школа № 73

"Пишем историю своей семьи"

Никто не забыт - ничто не забыто…

Во времена нашего пионерского детства эта фраза звучала утвердительно, а сейчас всё больше оснований завершить её знаком вопроса. Факты вандализма по отношению к памятникам советских воинов уже не единичны. Потрясением для общества стало преступление подростков у Вечного огня в Кольчугино в январе 2008 года. Казалось бы, в нашей многострадальной стране ненависть к фашизму должна передаваться на генном уровне! Откуда они - "Иваны, родства не помнящие"? В последние годы наблюдаю тревожную тенденцию: многие ученики не знают прошлого своей семьи, нередко 35-40-летние родители не могут ответить на вопросы детей об участии родных в Великой Отечественной войне, семейный архив с документами военных лет - большая редкость.

К сожалению, уходит из жизни поколение ветеранов-фронтовиков, а поколение детей войны сейчас борется за своё выживание и не всегда расположено к разговорам по душам. Современные подростки предпочтение отдают виртуальному общению. Вот так постепенно теряется чувство личной сопричастности к истории своего народа, "рвётся живая связь времён". Сохранение памяти о предках возможно при условии общения младшего и старшего поколений.

В 9 классе при изучении курса истории России считаю целесообразным организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в течение учебного года в рамках творческого проекта "Пишем историю своей семьи"

Учитель истории Новожилова Л.А.

3 комментария:

  1. интересно и познавательно

    ОтветитьУдалить
  2. Честно говоря, действительно, читая эту статью, становится печально. Однако, Учитель истории Новожилова Л.А. объясняет всё по существу, то есть, иными словами - всё это суровая правда.
    Согласен с автором, что следует организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в течение учебного года в рамках творческого проекта "Пишем историю своей семьи". Уж на сегодняшний день ветераны нуждаются в памяти со стороны младшего поколения.....

    ОтветитьУдалить
  3. Я согласен, все это очень печально, нужно отдавать должное, тем кто старался для нашей Родины...

    ОтветитьУдалить