Страница «Добрых дел»: список поручений ветеранов Великой Отечественной войны, выполняемых коллективом в рамках юбилея Победы (проект коллектива МОУ № 73).
При встрече с ветеранами ребята задают много вопросов о событиях Великой войны.
К сожалению, возраст и состояние здоровья многих участников войны не позволяют устраивать частые и долгие встречи.
Главная просьба ветеранов: рассказать подрастающему поколению как можно больше о войне.
Нас , педагогов, радует то, что ребята активно включились в нашу совместную работу. И вот готово очередное задание. Знакомьтесь:в рубрике проекта "Великие события Великой войны" сегодня представляем...
С самого начала войны Ленинград оказался между двух огней. С юго-запада к городу устремилась немецкая группа армии «Север», с севера и северо-запада на него была нацелена совместно с немецкими войсками финская армия.
В соответствии с планом «Барбаросса» захват Ленинграда должен был предшествовать взятию Москвы.
10 июля 1941 года началась битва за Ленинград. Эта битва стала самой продолжительной в войне. Она длилась до 9 августа 1944 года.
В различное время борьбу с врагом вели войска Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов, Краснознамённого Балтийского флота, Ладожской и Онежской флотилий, авиационные части и соединения, и жители города на Неве. Из дневника немецкого генерала Ф. Гальдера, 8 июля 1941 года: "После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы стало ясно «неколебимое решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие», которое лишит центров не только большевизма, но и московитов (русских) вообще". Строки Ольги Берггольц
В подписанной А. Гитлером директиве готовилось: « После разгрома Советской России существование этого огромного города не будет иметь никакого смысла. Финляндия сообщила нам, что она не заинтересована в дальнейшем существовании города рядом с её новыми границами…Предлагается плотно блокировать город, сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены». Позднее Гитлер уверенно заявит: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвётся через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».
8 сентября, несмотря на героическую борьбу советских войск, город оказался в «клещах» окружения. Группа армии «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжением всех сил советские войска сдерживали натиск противника.
карта Важно с девочками простились, На ходу целовали мать, Во всё новое нарядились, Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних… Все они по своим местам, Где ни первых нет, ни последних… Все они опочили там. (А. Ахматова)
8 сентября 1941 года немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссенбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со всей страной. Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей городов с врагом в тяжелейших условиях блокады, в кольце которой оказались более 2,5 млн. человек гражданского населения и войска Ленинградского флота.
картинка (строки Н. Тихонова) Из воззвания рабочих Кировского завода к воинам, защитникам Ленинграда, 1941 года:
«Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться, отвечать на удар ударом, не заставят нас забыть клятвенное обещание: истребить врага до последнего…. Пусть каждый из вас высоко несет почетное звание советского воина, твердо и нерушимо выполняет свою священную обязанность – защищать Родину с оружием в руках. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Умрем, но Ленинграда не сдадим!» (Строки Анны Ахматовой )
После некоторых неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику, сказав: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Начались постоянные обстрелы и бомбежки города. Каждый день Ленинград подвергался артиллерийскому обстрелу, и каждую ночь – воздушным налетом.
Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля 1941 года, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября. В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод.
Ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 по февраль 1942 гражданскому населению не выдавался. Электричества не было. Хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на 30% из суррогатов и заменителей. .
Началась массовая гибель населения. В декабре 1941 года умерло 53 тысячи человек, в январе 1942 года - более 100 тысяч человек, в феврале – более 100 тысяч, в марте – более 95 тысяч человек. Из воспоминаний Дмитрия Сергеевича Лихачева:«Ленинградцев в голод спасла дуранда... " Подробнее...
А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена! Да что там имена! Ведь все равно – вы с нами!.. Все на колени. Все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами – Живые с мертвыми: для славы мертвых нет. (А.Ахматова)
Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами её становились и дети. Дети блокадного Ленинграда… они переносили тягостные испытания наравне со взрослыми. Многие из них не пережили блокаду.
Из дневника маленькой жительницы блокадного Ленинграда Тани Савичевой. Разве эти строки, написанные детьми, могут оставить кого-то из нас равнодушными? Из воспоминаний Д.С. Лихачева: «В декабре (если не ошибаюсь) появились какие-то возможности эвакуации на машинах через Ладожское озеро. Эту ледовую дорогу называли дорогой смерти (а вовсе не «дорогой жизни», как назвали её наши писатели впоследствии). Немцы ее обстреливали, дорогу заносило снегом, машины часто проваливались в полыньи (ведь ехали ночью). Рассказывали, что одна мать сошла с ума: она ехала во второй машине, а в первой ехали ее дети, и эта первая машина на ее глазах провалилась под лед. Ее машина быстро объехала полынью, где дети корчились под водой, и помчалась дальше не останавливаясь. Сколько детей умерло от истощения, было убито, провалилось под лед, замерзло или пропало без вести на этой дороге! Один Бог ведает! У А.Н. Лозановой (фольклористки) погиб на этой дороге муж. Она везла его на детских саночках, так как он уже не мог ходить. По ту сторону Ладоги она оставила его на санках вместе с чемоданами и пошла получать хлеб. Когда она вернулась с хлебом, ни саней, ни мужа, ни чемоданов не было. Людей грабили, отнимали чемоданы у истощенных, а самих их спускали под лед. Грабежей было очень много. На каждом шагу – подлость и благородство, самопожертвование и крайний эгоизм, воровство и честность». (Пишет В. Лифшиц)
В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу. Навсегда остался в истории безвестный голодный почтальон, несший по адресу присланный кому-то шоколад, вручивший его – и умерший на пороге квартиры. Остался ученый В.Л. Комарович, умиравший от голода, считавший дни – и работавший над своей диссертацией.
Художник Чупятов и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.
Все 900 дней блокады Ленинграда учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбёжки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку - возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведённая до дистрофии горстка учёных не съела тогда ни единого зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена. В осаженном Ленинграде работал над своей 7-й симфонией композитор Дмитрий Шостакович. Симфония впервые была исполнена 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 9 августа 1942 года – в Ленинграде. 7-я симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне.
За период блокады советское командование предприняло четыре попытки разорвать вражеское кольцо – в сентябре и октябре 1941 года, в январе 1942 и в августе – сентябре 1942 года. Но из-за недостатка выделенных сил и средств эти попытки не имели успеха. Только в январе 1943 года, когда основные силы вермахта были стянуты к Сталинграду, блокада была частично прорвана.
В начале 1944 года войска Ленинградского, Волховкого, 2-го Прибалтийского фронтов и силы Балтийского флота приступили к проведению Ленинградско- Новгородской наступательной операции. Она продолжалась 48 суток. 27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда. В результате Ленинградско - Новгородской операции были освобождены почти вся Ленинградская область, часть Калининской области, советские войска вышли на границу Латвии и Эстонии. (А. Ахматова)
За 900 блокадных дней и ночей по городу было выпущено около 150 000 снарядов, сброшено свыше 100 000 зажигательных и около 5 000 фугасных бомб, от которых, только по официальным данным, погибли 16 467 человек. Ещё около миллиона погибло от голода, ставшего самым страшным испытанием для осаждённых. К весне 1943 года в Ленинграде исчезли все кошки, собаки, птицы и даже крысы. Люди умирали от голода прямо на улицах, где и оставались лежать – их не успевали хоронить. На 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось всего 560 тысяч жителей – одна шестая часть его довоенного населения.
«Писать о блокаде мельком невозможно. Скажу лишь следующее: потери в нашем институте, в нашей семье, среди наших знакомых и родных были ужасающие: больше половины моих родных и знакомых погибли от истощения. Мы очень плохо представляем себе, сколько людей унёс голод и все остальные лишения. Чтобы чуток представить себе, что такое себе была блокада, надо зайти в школу, когда кончаются уроки. Посмотрите на этих шумных детей и представьте себе именно их, но ведь в десятках тысяч, молча лежащих в своих постельках в промёрзлых квартирах, без движения, даже не просящих пищи, а только выжидательно на вас смотрящих. Только люди, пережившие всю горечь потерь поражения первого года, весь ужас блокады Ленинграда, ясно осознавали – от чего они освободились и что, думалось тогда, никогда не сможет повториться. Если бы люди во всём мире обладали и сохраняли чувство ужаса от пережитого во время войны, современная политика строилась бы иначе».
Эпитафия на Пискарёвском мемориальном кладбище, посвященная всем защитникам города Ленинграда, автором которой является Ольга Берггольц, посвящена ленинградцам. Её имя неразрывно связано с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и с блокадой Ленинграда. Читать полный текст...
Защитники и жители Ленинграда своим мужеством, стойкостью, своим сопротивлением совершили настоящий подвиг – подвиг длинною 900 дней и ночей. Подвиг беспримерный, который вдохновлял всю армию, страну и не может быть с годами с годами забыть. В 1942 году Советским правительством была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой удостоены около 1,5 миллиона защитников города. Список литературы о блокадном Ленинграде.
Уважаемые педагоги! Предлагаем посмотреть видео о блокадном Ленинграде, которое можно использовать на уроке по теме или для проведения внеклассного мероприятия. А всем посетителям нашего блога предоставляем возможность узнать намного больше о событиях тех тяжелых дней.
Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным. Вечная слава победителям!
День Победы
Сяду к деду на колени, тихо прошепчу: - Расскажи мне, милый деда, а я помолчу! Буду слушать все, что хочешь мне ты рассказать, И вертеться я не буду и перебивать!
Про войну хочу послушать, как ты воевал, Как в бою таком далеком знамя ты спасал! Про друзей своих военных, деда, расскажи И в альбоме пожелтевшем фото покажи!
Улыбнулся внуку деда и к груди прижал: - Расскажу про все, конечно, раз уж обещал! Как войну мы пережили, как на смерть мы шли, Сколько верст исколесили в грязи и в пыли!
Как врага с боями гнали мы с родной земли И не пяди не отдали - выжили, смогли! А теперь вот День Победы празднуем с тобой, Только в праздничном параде по команде: "В строй!" Об авторе
Дорогие ветераны, ребята, учителя! В рамках проведения областного конкурса, с целью привлечения внимания учащихся к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и выполнения поручений ветеранов и участников ВОВ наш творческий коллектив начинает работу по сбору материалов по теме проекта и размещению их на Интернет-ресурсе (блоге - страничке школьного сайта) для последующего их использования учителями и учащимися школ. Мы приглашаем к сотрудничеству в сборе интересных материалов всех желающих. Готовы принять ваши комментарии, рекомендации, которые сделают наш ресурс наиболее полезным и востребованным. Ваши пожелания можно оставлять в комментариях к любому сообщению, а материалы для размещения на блоге просим направлять на электронный адрес:
К сожалению, контент-фильтр иногда не дает возможность просмотра видео на компьютере, установленном в образовательном учреждении. Просмотр легко доступен с любого домашнего компьютера. Для педагогов МОУ № 73 подготовлен DVD-диск с записью представленных на блоге фильмов, который можно использовать на уроке при изучении темы "Великая Отечественная война " и при проведении классных часов. Обратиться можно с Сидельниковой Галине Николаевне ( к 102) Обсудить проект дополнительно можно на форуме сайта . Пройдите по ссылке
В каком году началась Великая Отечественная война?
К какому виду оружия относится "гроза" фашистов "Катюша":
В осажденном Ленинграде писатели и композиторы поддерживали блокадников своими партиотическими произведениями. Кто написал знаменитую Седьмую симфонию?
Девиз советских воинов-защитников Сталинграда:
Первый артиллерийский салют в Москве доблестным войскам был произведен:
интересно, интересно, не зря потратил время....
ОтветитьУдалить